Псовая охота. «Псовая охота» Н. Некрасов. «Псовая охота» Николай Некрасов

Псовая охота

заключается в травле и ловле зверей борзыми собаками (см.), возникла, первоначально, у арабов, затем перешла к монголам и от них, во время татарского нашествия, сделалась известной и у нас. Полное право гражданства охота эта получила в московском государстве со времени Иоанна Грозного, когда, после взятия Казани, много татарских князей и узбеков (дворян) были переселены в нынешние Ярославскую и Костромскую губернии, сделавшиеся главными рассадниками борзых и гончих собак; тогда же, путем скрещивания восточной борзой со среднерусской лайкой (см.), начался вывод современной нам русской породы псовой борзой. Царь Алексей Михайлович тешился по преимуществу соколиной охотой, но бояре его занимались, главным образом, охотой П.; с того же времени ведет свое начало сохраняемая поныне крайне своеобразная терминология П. охоты, отчасти приводимая в настоящей статье.

П. охота производится верхом, преимущественно на волков, лисиц и зайцев; по времени охоты она подразделяется на езду по чернотропу (по земле, не покрытой снегом) и на езду по белой тропе (по снегу), причем в том и другом случае ездят (охотятся) или с одними борзыми, или с борзыми и гончими собаками вместе. Независимо от последнего подразделения, езда по чернотропу делится еще на езду в брызги (ранней весной, когда оттаивает только верхний слой земли), по пожару (позднее, но до посева яровых хлебов) и осеннюю (главное время езды, с 1 сентября до 1-15 ноября). По белой тропе ездят во порошное время (см. Пороша), по насту (см) и в наездку в санях. С одними борзыми ездят или за неимением гончих [Владельцы охоты, состоящей из одних борзых, называются, в шутку, мелкотравчатыми.], или в местах, изобилующих зверем, а также во время перехода в отъезжих полях (в продолжительных осенних охотах вдали от своего дома) с одной квартиры (временной стоянки охоты) на другую. Такая езда подразделяется на езду в наездку , на езду в равнинку или равняжкой и на выездку на зарю. Езда в наездку, производится в одну свору (одним охотником с 2-4 борзыми, рыскающими на свободе) и делится на езду на хлопки (только на зайцев, которых охотник выгоняет из мелочей, хлопая арапником), на мышковку (преимущественно по лисицам, во время добывания ими себе на полях корма), с кричанами (голосом и стуком выгоняющими зверей из отъемных островков на борзятника), с ищейками (собаками дворными, старыми гончими, легавыми, рыскающими перед охотником с борзыми и разыскивающими зверей чутьем) и на узерку (поздней осенью, высматривая издали заметных выцветших, т. е. побелевших к зиме, зайцев). Езда в равнинку, преимущественно по лисицам, производится в несколько свор охотниками, подвигающимися развернутым фронтом, с выдвинутыми вперед флангами; зверя, помеченного "в меру", начинают травить, как только он побежит; зверей, обозренных на очень далеком расстоянии, охотники стараются объехать со всех сторон и, затем, травить внутрь круга, друг на друга. Выездка на зарю производится только по волкам, в такое время осени, когда гнездари (старые волки) начнут водить молодых волчат с собой на добычу; при возвращении их утром с добычи охотники подкарауливают их в опушке острова, в котором находится гнездо волков, где размещаются с борзыми на сворах еще ночью. Правильная езда с борзыми и гончими собаками вместе может производиться только комплектной (самостоятельной) П. охотой, состоящей из стаи гончих в 18-40 собак с доезжачим и 2-3 выжлятниками (см.) и 5-12 свор борзых (полагая по 3-4 собаки на свору), с охотниками или борзятниками (см.); тот борзятник, который ведет барскую свору, называется стремянным , начальник и распорядитель всей такой охоты - ловчий. Езда с борзыми и гончими собаками вместе производится или около дома (во всякое время), или в отъезжих полях (только в осеннее время) и разделяется, по месту охоты, на езду островную (по отъемным местам, см. Остров), вражистую (по оврагам или балкам, покрытым крупным лесом или частым мелколесьем), болотистую (по болоту, покрытому крупным или мелким лесом: ольшаником, березняком, ивняком, а также камышом) и уймистую (только по волкам и, притом, по таким только уймам , т. е. сплошным лесистым местам, которые представляют хотя бы некоторые удобства для травли, в виде перелесков, открытых болот, просек и т. п.). Езда в порошное время производится в первозимье с борзыми и гончими или с одними только борзыми; в этом последнем случае она подразделяется на три отдельных вида езды: на съездку (когда отыскивают зверя, съезжая его по следу), на глазок (стараясь увидеть зверя прямо, без следа) и с помощью привады (отыскивая волков в районе местности, где положена привада - падаль). Охота по насту производится в начале весенних месяцев, преимущественно по зайцам, причем способным для охоты считается только такой наст, который везде держит лошадь на шагу; в противном случае борзая на скаку будет пробивать наст, рискуя поломать себе ноги. Езда в наездку, в санях, производится с верховыми загонщиками, направляющими волков на охотников, едущих в санях, большей частью с 3 борзыми в каждых. Сущность езды с борзыми и гончими вместе заключается в том, что доезжачие называют (направляют) гончих на след зверя, которого эти собаки выгоняют из леса, болота, оврага, одним словом, из какого бы то ни было убежища его, на открытое место, где поджидают его борзятники. Выждав удобный момент, охотник, стоящий ближе к бегущему зверю, спускает со своры (длинного ремня) своих борзых и затем преследует собак и зверя (обыкновенно усиленным галопом) до тех пор, пока собаки не поймают его, или пока не сделается очевидным, что зверь ушел от борзых, после чего охотник подлавливает как можно скорее своих борзых и опять занимает свое место. Когда зверь пойман, охотник, соскочив с лошади, моментально принимает его от собак; при этом зайца откалывают (втыкают нож в грудь между плечами на 1 1 / 2 -2 вершка в глубину в вертикальном направлении), отпазанчивают (см. Пазанки) и вторачивают в заднее тороко к седлу за задние ноги; лисицу пришибают в голову, ударом по переносью кнутовищем арапника и, убедившись, что она более не жива (так как лисицы часто притворяются мертвыми), вторачивают ее в седло за шею ; волка берут левой рукой за заднюю ногу, а правой втыкают нож в бок зверя, под переднюю лопатку; к седлу волка приторачивают редко, большей же частью оставляют его до окончания охоты на месте; когда желают взять волка живьем, для устройства садки (см.), его сострунивают , т. е. сдавливают челюсти петлей веревки. Во время производства охоты даются сигналы роговые и пантомимные. Из лошадей наичаще употребляются для охоты мерины и кобылы, как более покойные; от лошади требуется, чтобы она была поводлива (слушалась повода), непуглива, сносна и смирна к собакам. Все вообще псовые охотники одеваются в шаровары, длинные сапоги и кафтаны (у борзятников - темные, у выжлятников - ярких цветов); для головного убора наиболее предпочтительны фуражки с козырьками. Охотничьи принадлежности: нож (в ножнах, остроконечный, 9 вершков длиной), свора (из сыромятного ремня, 9 аршин длиной), арапник, сигнальный рожок (у борзятников - полукруглый, у выжлятников - прямой, с загнутой шейкой мундштука) и волчьи тенета (обыкновенно 12 крыльев, каждое 1 сажень шириной и 20 саженей длиной), с помощью которых заграждают "крепкие" места и тем заставляют волков бежать на борзятников.

Вследствие изменившихся условий общественного быта, русская П. охота стала падать еще в сороковых годах, с освобождением же крестьян большие комплектные охоты уцелели только у незначительного числа помещиков; в связи с этим сильно размножились волки, так как из всех охот - П. охота является лучшим охотничьим способом для истребления этих хищников. С конца семидесятых годов П. охоты начали восстановляться, хотя и не в прежнем размере; в настоящее время более всего практикуются сборные или товарищеские охоты , которые состоят из 3 или 4 товарищей. В 1886 г., с образованием охотничьих команд (см.), П. охота верхом назначена преимущественным предметом занятий в кавалерии. Промысловое значение П. охота имеет, до настоящего времени, у киргизов, туркменов и др. инородцев Арало-Каспийской низменности, для добывания волков, лисиц, зайцев, корсаков и караганок (Canis melanotus). В степной полосе киргизы охотятся только в наездку; в гористых местностях - как в наездку (причем борзую помещают иногда сзади седла, на особом круге из кошмы), так и с загоном (пешим и конным). В губерниях бывшего Царства Польского производство П. охоты чрезвычайно стеснено взиманием пошлины: с борзых по 15 руб. и с гончих по 5 руб. за каждую собаку в год. По новым правилам об охоте 3 февраля 1892 г. (см. Охота), действующим в большей части Европейской России, развитие П. охоты, равным образом, затрудняется воспрещением охоты на зайцев - главного предмета этой охоты - с 1 февраля по 1 сентября (устраняющим возможность езды по насту, в брызги и по пожару) и требованием письменного разрешения землевладельцев для охоты на их землях (делающим почти невозможными отъезжие поля); обстоятельства эти являются, по-видимому, одним из главных оснований для предпринятого ныне пересмотра законов об охоте. За границей П. охота почти не существует: во Франции, например, она вообще воспрещена и может быть производима лишь с особого разрешения для истребления хищных или вредных животных; в Англии охота с борзыми приняла вид состязаний их в скорости (см. Садки).

См. также статьи: Борзые собаки, Брасок, Ваба, Высворка, Гончие собаки, Заездной, Лаз, Ловчий, Натравливание, Охота, Порсканье, Псарный двор, Псари.

Литература. Г. Б., "Псовой охотник" (М., 1785); H. Реутт, "П. охота" (СПб., 1846); П. Мачеварианов, "Записки псового охотника Симбирской губ." (приложение к "Журналу Охоты" за 1876 г.); П. Губин, "Полное руководство к П. охоте" (М., 1890); E. Дриянский, "Записки мелкотравчатого" (СПб., 1859); барон Розен, "П. охота" ("Природа и Охота", 1888, XI и XII); Л. Сабанеев, "Русские борзые" (там же, 1897, III-V); Я. Полферов, "Охота в Тургайской области" (Оренбург, 1896).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Псовая охота" в других словарях:

    На оленя. Лукас Кранах Старший. 1529 год У этого термина существуют и другие значен … Википедия

    Охоты, мн. нет, жен. 1. на кого что или за кем. Добывание диких зверей, крупных рыб и птиц путем умерщвления их (на кого что) или ловли их (за кем). «Охота была неудачна: волки прорвались сквозь облаву.» Л.Толстой. Промысловая охота. Охота на… … Толковый словарь Ушакова

    Любимым развлечением помещиков была охота. Богатые помещики имели целые охотничьи хозяйства с обширным штатом прислуги. Псари ухаживали за охотничьими собаками: СТАРШИЙ ПСАРЬ, ведавший обучением БОРЗЫХ собак и распоряжавшийся собаками во… … Энциклопедия русского быта XIX века

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Царская и великокняжеская охота на Руси. Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта… … Википедия

    Охота, добыча диких зверей и птиц; одна из древнейших отраслей производственной деятельности человека. Известна почти всем народам. Первоначально (в эпоху древнего палеолита) носила преимущественно коллективный характер; добыча потреблялась также …

    1. ОХОТА, ы; ж. 1. к Охотиться. Промысловая, спортивная о. О. на крупного зверя. О. за вражеским самолётом, за главарём банды. Ходить на охоту. Медвежья о. (на медведя). О. с фотоаппаратом, фоторужьём (фотографирование животных, птиц и т.п. в… … Энциклопедический словарь

    I Охота добыча диких зверей и птиц; одна из древнейших отраслей производственной деятельности человека. Известна почти всем народам. Первоначально (в эпоху древнего Палеолита) носила преимущественно коллективный характер; добыча… … Большая советская энциклопедия

    В обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    охота - I ы; ж. см. тж. охотный, охотиться 1) к охотиться Промысловая, спортивная охо/та. Охо/та на крупного зверя. Охо/та за враж … Словарь многих выражений

Отъeзжиe поля, звуки охотничьих рогов, грациозные своры борзых, стаи чепрачных, багряных, чёрнопегих гончих, парчёвые кафтаны, алые куртки - всё это было давно, бесконечно давно, и та охотничья жизнь наших предков, в том их первозданном виде, увы, никогда уже не вернётся. Они были удивительно красивы и порой угрюмы и молчаливы - все эти ловчие, доезжачие, стремянные, выжлятники, псари, кричане. Они относились к охоте и ко всему, что окружало её, с великой любовью.

Кох Йозеф Антон. Пейзаж после грозы. 1830

Старинная русская охота воплощала их мечту о воле и свободе. Красота их была в кровном родстве с природой: с хлеборобными полями, с перелесками, одетыми в золото осени, с тихими заводями, с закатными далями и плывущими в небесной выси облаками. Красота самого действа заключалась ещё и в том, что всё это была родная Русь...


А.С.Степанов. Охота. 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко, Кисловодск

П.И.Чайковский - Времена года - Охота (сентябрь) 2:44 мин, 1.88 Мб.

А.С.Пушкин

Граф Нулин (фрагмент)

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо,
Всё, подбочась, обозревает;
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Чекмень затянутый на нём,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке.
В ночном чепце, в одном платочке,
Глазами сонными жена
Сердито смотрит из окна
На сбор, на псарную тревогу...
Вот мужу подвели коня;
Он холку хвать и в стремя ногу,
Кричит жене: не жди меня!
И выезжает на дорогу.

В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.

История русской псовой охоты, и в первую очередь с борзыми и гончими, - одна из важнейших страниц прошлого нашего Отечества, неотделимого от культуры, традиций, обычаев и нравов русского общества. В самом названии «русская псовая борзая» звучит широта и приволье российских просторов, звучит древность этой уникальной породы: «псовая» - псовина (устар.) шерсть; «борзая» - резвая, то есть быстробегущая. Псовая охота, с её многовековыми традициями, представляет собой целый пласт не только русской - мировой истории и культуры.
Благодаря художественным произведениям Пушкина, Толстого, Дриянского, Мачеварианова, научным трудам Губина, Розена, Сабанеева, Реута, Кишенского и других сохранились живописные и подробные картины старых национальных охот, написанные самобытным языком, живо передающим все страсти, которые кипели когда-то при травле зверя грациозными борзыми, стремительными гончими, лихими грейхаундами.

С.С.Ворошилов. Охота с гончими. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Ещё в древнейших русских источниках мы встречаем слово «лов». В «Начальной летописи», датированной 1071 годом сказано, что князь Всеволод под Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». В поучении Владимира Мономаха говорится, что всю жизнь он трудился «ловы дея», «сам содержал ловчий наряд», т. е. охоту - конюшню ястребов и соколов. В летописях есть указания на то, что уже в ХII веке при Владимире Мономахе «зверей травили псами».

Н.К.Рерих. Княжья охота. Утро. 1910

Первыми европейцами, увидевшими диковинных русских охотничьих собак, стали французы, привёзшие в XI веке в Париж не только новую невесту своего короля Генриха I - Анну Ярославну, дочь киевского Великого князя, но и трёх псовых борзых.
Страстным псовым охотником был Василий III, ходивший с собаками на зайца. Когда охота складывалась не совсем удачно, он отводил душу садками (по подсадному зайцу). В таких садках принимало участие до 300 всадников. В 1509 году Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого состояли «всякие потешные собаки, борзые, гончие» и из которого в дар датскому королю Христиану II отправил несколько своих борзых.
Сын Василия III - Иван Грозный, как и его отец, любил псовую охоту и соблюдал ту же людность и пышность в её организации.

С.А.Виноградов. Охота с борзыми. 1907. Луганский областной художественный музей, Луганск

После окончания Смуты новый царь Михаил Фёдорович столкнулся с неожиданной проблемой - в его Ловчем приказе не оказалось ни одной собаки. Часть погибла во время оккупации Москвы поляками, другая была увезена отступающими шляхтичами. Пришлось в 1619 году посылать «двух охотников и трёх конных псарей» в земли под Новгородом и Вологдой. Через пару лет жизнь на псарнях Ловчего приказа закипела с новой силой.
Сменивший на русском престоле Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович тоже увлекался охотой. Любивший во всём стройный порядок, гармонию и «чин», Тишайший самолично написал в 1656 году подробное наставление для своих сокольников - «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути».

Н.Е.Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К периоду его царствования относится и появление на свет первой книги, посвящённой комплектной охоте - «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (около 1635 года), написанной неким Христианом фон Лесиным.
Пётр Великий охотой не увлекался. Он вводил для дворянства иные, европейские забавы - ассамблеи с танцами и издал указ: «Около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них с псовой охотой чтоб не ездили».
Зато страстно болели и всецело посвящали себя псовой охоте Елизавета и Пётр II, уделяя ей немало времени и средств. При Петре II Императорская псарня состояла из 420 борзых, 200 гончих, а при собаках имелось 70 человек прислуги.
Отдавая дань моде, охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков. К концу XVIII века появляются огромные псарни, в которых насчитывалось тысячи собак. Л. П. Сабанеев об этом пишет: «В те времена почти каждый самостоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, вменял себе в обязанность держать борзых и гончих, иногда в значительном количестве - сотнями».
В екатерининские времена известны и знатны были владельцы больших псарен, такие как князь Г. Ф. Барятинский - хозяин знаменитого тогда густопсового кобеля «Зверя», который в одиночку, без своры, брал матёрого волка, граф Алексей Орлов-Чесменский - обладатель борзых всех пород. Орлову-Чесменскому, тому самому, который вывел орловскую породу лошадей, принадлежал и почин устройства в Москве садок (на волка, зайца), на которые заблаговременно рассылались приглашения по всей России.
Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.
Весь ХVIII век шёл обмен кровными борзыми с польскими и курляндскими дворянами. А в ХIХ столетии наших борзых начинают покупать аристократы из Западной Европы. Тогда же создаются и первые клубы любителей русских борзых в Англии и Германии. Со второй половины XIX века русские борзые уже широко распространились во всей Европе и Америке...

Крюгер Франц. Выезд на охоту

«Золотой век» отечественных псовых охот заканчивается с отменой в России крепостного права в 1861 году. Владельцы крупных псарен лишились крепостных псарей и количество псарен резко сократилось. Сохранились они в то время лишь у истинных любителей русской псовой охоты...

Рейсдаль Якоб Исаак. Охота. 1670

Позднее в 1873 году было создано «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты», которое начало организовывать выставки, показывать работы собак на резвость и злобу с вручением призов и поощрений...
Во второй половине XIX века в селе Першино Тульской губернии была создана Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н. Н. Романова. Современники отмечали, что Першинская охота - единственная в то время псовая охота в России в таком крупном масштабе, с такими породистыми собаками, с такими знающими охотниками и с таким устройством ведения собак.
Першинская охота состояла из 365 собак, в числе которых 125 русских псовых борзых, 15 английских борзых - грейхаундов и две стаи гончих по 45 собак в каждой: одна стая окрасом багряной русской крови, другая - солово-пегая (белая с отметинами)...
Эта охота была известна не только в России, но и далеко за её пределами. Сюда, приобрести элитных охотничьих собак Першинского типа, поучаствовать в охоте приезжали из Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, США…

Тип русской псовой борзой - это спокойная уравновешенная собака, истинный характер которой просыпается только при виде поднимающегося перед ней зверя.

А.С.Степанов. Охота с борзыми. Этюд. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутск

Першинские борзые отличались особым благородством облика, мощными ладами, изысканной формы головами, уборной псовиной и обладали исключительной резвостью. Были среди них и так называемые злобачи, яростно работавшие по волку.
Настоящая старинная псовая охота всегда была «комплектной»: состояла из комплекта, включавшего в себя 5-12 свор борзых (20-36 собак), стаю гончих (18-40 собак), а также целый штат обслуживавший охоту и состоявший из старшего в охоте - ловчего, борзятников (с борзыми), выжлятников (с гончими), заездного (старшего над борзятниками), доезжачего (старшего над выжлятниками), стремянного (отвечающего за борзых своры хозяина охоты), нескольких чернорабочих-псарей, специального обоза для «отъезжих полей», т. е. для выездов на охоту вдали от дома, верховых и упряжных лошадей.

Карл Мария фон Вебер - Хор охотников из оперы Волшебный стрелок 2:42 мин, 1.87 Мб.

Гончие

В «комплект» Першинской охоты, кроме борзых, входила славившаяся на всю Россию багряная стая гончих. По экстерьеру это были очень рослые, мощные, с прекрасным костяком гончие, достаточно сухие, очень хорошо одетые, с густым подшерстком. Собаки этой стаи отличались злобой и прекрасно работали по волкам. Многие из них обладали голосами с заливом. Здесь же работала стая солово-пегих гончих фоксхаудов - преимущественно лисогонных собак...
В Першине старых собак не уничтожали. Они находились на содержании до смерти. А когда собака пала, ей полагалась отдельная могила и чугунная плита с указанием: когда родилась, когда пала, кто её родители. Велись строгий племенной учёт, родословные книги. Кроме местных крестьян, здесь работали 78 бывших солдат лейб-гвардии императорского гусарского полка, шефом которого был Великий князь Н. Н. Романов.
В окрестностях усадьбы были устроены волчатник площадью 10 гектаров, с тремя прудами, зайчатник площадью около 30 гектаров и фазанник, расположенный на площади более 50 гектаров...

Ф.Лист - Трансцендентный этюд № 8 - Дикая охота 4:28 мин, 1.8 Мб.

А какие охоты описывал сам Вальцов! Сердце замирает, когда читаешь: «…желтоватый цвет его шерсти и высоко поднятая голова доказывали, что ко мне жалует матёрик. Зная за собою близко опушку, я боялся очень напустить зверя и, двинувшись к нему навстречу, указал его собакам. У меня были три кобеля Собственной своры и в числе их красавец Армавир. Заметив спеющих собак, волк отвернул влево, и им пришлось доставать его в хорошую меру по очень глубокому снегу. Дружно поспевали к нему все три кобеля вместе и где догнали, тут и положили, но я не успел подъехать, волк сорвался и только бросился к опушке, как его накрыли три собаки Головина, спешившего мне на помощь; шесть собак втиснули волка в снег, образуя звезду, я уже был в трёх шагах от них, как непонятным для меня образом волк снизу вывернулся из-под кучи собак и, пока они справились и бросились за ним, отдалел шагов на 30 и во все ноги заложился к опушке.
Я много раз видел травли злобнейшими собаками кровей назимовских и новиковских, и всегда в таких условиях матёрые волки уходили; сорвавшись после двух приёмов при недалёкой опушке, матёрик уже не давал себя доставать, особенно по тяжелому полю, и тут моё сердце дрогнуло: «Уйдёт!». Но резвость першинских собак опять выручила: красная сука из своры Головина вылетела из кучи собак, страшным броском достала волка и повисла у него на загривке, кобели накрыли и подняли его на воздух в ногах у Головина, соскочившего с саней…»

П.П.Соколов. Охота на волка. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первая мировая война, революция и последовавшая за ними гражданская война стали печальной вехой в истории отечественной псовой охоты и развитии охотничьих пород собак.

Вос Пауль де. Охота на косуль

Но всё в мире, когда-то возвращается «на кругия своя». Ныне проводятся активные разработки проекта воссоздания Першинской псовой охоты.
Закончить этот рассказ хочется словами охотника, талантливого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева:
«Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, духу бодрость и свежесть... - долго бы ещё процветала в нашей Родине!»

Курбе Гюстав. Добыча (псовая охота)

АФАНАСИЙ ФЕТ

Псовая охота

Последний сноп свезен с нагих полей,
По стоптанным гуляет жнивьям стадо,
И тянется станица журавлей
Над липником замолкнувшего сада.

Вчера зарей впервые у крыльца
Вечерний дождь звездами начал стынуть.
Пора седлать проворного донца
И звонкий рог за плечи перекинуть!

В поля! В поля! Там с зелени бугров
Охотников внимательные взоры
Натешатся на острова лесов
И пестрые лесные косогоры.

Уже давно, осыпавшись с вершин,
Осинников редеет глубь густая
Над гулкими извивами долин
И ждет рогов да заливного лая.

Семьи волков притон вчера открыт,
Удастся ли сегодня травля наша?
Но вот русак сверкнул из-под копыт,

Провидению было угодно создать человека так, что ему нужны внезапные потрясенья, восторг, порыв и хотя мгновенное забвенье от житейских забот; иначе, в уединении, грубеет нрав и вселяются разные пороки.
Реутт. Псовая охота

1.
Сторож вкруг дома господского ходит,
Злобно зевает и в доску колотит.

Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;

По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья - и жалобно стонет…

Барин проснулся, с постели вскочил,
В туфли обулся и в рог затрубил.

Вздрогнули сонные Ваньки и Гришки,
Вздрогнули все - до грудного мальчишки.

Вот, при дрожащем огне фонарей,
Движутся длинные тени псарей.

Крик, суматоха!. ключи зазвенели,
Ржавые петли уныло запели;

С громом выводят, поят лошадей,
Время не терпит - седлай поскорей!

В синих венгерках на заячьих лапках,
В остроконечных, неслыханных шапках

Слуги толпой подъезжают к крыльцу.
Любо глядеть - молодец к молодцу!

Хоть и худеньки у многих подошвы -
Да в сертуках зато желтые прошвы,

Хоть с толокна животы подвело -
Да в позументах под каждым седло,

Конь - загляденье, собачек две своры,
Пояс черкесский, арапник да шпоры.

Вот и помещик! Долой картузы.
Молча он крутит седые усы,

Грозен осанкой и пышен нарядом,
Молча поводит властительным взглядом.

Слушает важно обычный доклад:
«Змейка издохла, в забойке Набат;

Сокол сбесился, Хандра захромала».
Гладит, нагнувшись, любимца Нахала,

И, сладострастно волнуясь, Нахал
На спину лег и хвостом завилял.

2.
В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.

Стало светать; проезжают селом -
Дым поднимается к небу столбом,

Гонится стадо, с мучительным стоном
Очеп скрипит (запрещенный законом);

Бабы из окон пугливо глядят,
«Глянь-ко, собаки!» - ребята кричат…

Вот поднимаются медленно в гору.
Чудная даль открывается взору:

Речка внизу, под горою, бежит,
Инеем зелень долины блестит,

А за долиной, слегка беловатой,
Лес, освещенный зарей полосатой.

Но равнодушно встречают псари
Яркую ленту огнистой зари,

И пробужденной природы картиной
Не насладился из них не единый.

«В Банники, - крикнул помещик, - набрось!»
Борзовщики разъезжаются врозь,

А предводитель команды собачьей,
В острове скрылся крикун-доезжачий.

Горло завидное дал ему бог:
То затрубит оглушительно в рог,

То закричит: «Добирайся, собачки!
Да не давай ему, вору, потачки!»

То заорет: «Го-го-го! - ту! - ту!! - ту!!!»
Вот и нашли - залились на следу.

Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,

В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!

Однопометников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,

Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!

Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! что твой Бетховен!

3.
Ближе и лай, и порсканье и крик -
Вылетел бойкий русак-материк!

Гикнул помещик и ринулся в поле…
То-то раздолье помещичьей воле!

Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится, не жаль головы!

В бурных движеньях - величие власти,
Голос проникнут могуществом страсти,

Очи горят благородным огнем -
Чудное что-то свершилося в нем!

Здесь он не струсит, здесь не уступит,
Здесь его Крез за мильоны не купит!

Буйная удаль не знает преград,
Смерть иль победа - ни шагу назад!

Смерть иль победа! (Но где ж, как не в буре,
И развернуться славянской натуре?)

Зверь отседает - и в смертной тоске
Плачет помещик, припавший к луке.

Зверя поймали - он дико кричит,
Мигом отпазончил, сам торочит,

Гордый удачей любимой потехи,
В заячий хвост отирает доспехи

И замирает, главу преклоня
К шее покрытого пеной коня.

4.
Много травили, много скакали,
Гончих из острова в остров бросали,

Вдруг неудача: Свиреп и Терзай
Кинулись в стадо, за ними Ругай,

Следом за ними Угар и Ромашка -
И растерзали в минуту барашка!

Барин велел возмутителей сечь,
Сам же держал к ним суровую речь.

Прыгали псы, огрызались и выли
И разбежались, когда их пустили.

Ревма-ревет злополучный пастух,
За лесом кто-то ругается вслух.

Барин кричит: «Замолчи, животина!»
Не унимается бойкий детина.

Барин озлился и скачет на крик,
Струсил - и валится в ног
и мужик.

Барин отъехал - мужик встрепенулся,
Снова ругается; барин вернулся,

Барин арапником злобно махнул -
Гаркнул буян: «Караул! Караул!»

Долго преследовал парень побитый
Барина бранью своей ядовитой:

«Мы-ста тебя взбутетеним дубьем
Вместе с горластым твоим холуем!»

Но уже барин сердитый не слушал,
К стогу подсевши, он рябчика кушал,

Кости Нахалу кидал, а псарям
Передал фляжку, отведавши сам.

Пили псари - и угрюмо молчали,
Лошади сено из стога жевали,

И в обагренные кровью усы
Зайцев лизали голодные псы.

5.
Так отдохнув, продолжают охоту,
Скачут, порскают и травят без счета.

Время меж тем незаметно идет,
Пес изменяет, и конь устает.

Падает сизый туман на долину,
Красное солнце зашло вполовину,

И показался с другой стороны
Очерк безжизненно-белой луны.

Слезли с коней; поджидают у стога,
Гончих сбивают, сзывают в три рога,

И повторяются эхом лесов
Дикие звуки нестройных рогов.

Скоро стемнеет. Ускоренным шагом
Едут домой по холмам и оврагам.

При переправе чрез мутный ручей,
Кинув поводья, поят лошадей -

Рады борзые, довольны тявкуши:
В воду залезли по самые уши!

В поле завидев табун лошадей,
Ржет жеребец под одним из псарей…

Вот наконец добрались до ночлега.
В сердце помещика радость и нега -

Много загублено заячьих душ.
Слава усердному гону тявкуш!

Из лесу робких зверей выбивая,
Честно служила ты, верная стая!

Слава тебя, неизменный Нахал, -
Ты словно ветер пустынный летал!

Слава тебе, резвоножка Победка!
Бойко скакала, ловила ты метко!

Слава усердным и буйным коням!
Слава выжлятнику, слава псарям!

6.
Выпив изрядно, поужинав плотно,
Барин отходит ко сну беззаботно,

Завтра велит себя раньше будить.
Чудное дело - скакать и травить!

Чуть не полмира в себе совмещая,
Русь широко протянулась, родная!

Много у нас и лесов и полей,
Много в отечестве нашем зверей!

Нет нам запрета по чистому полю
Тешить степную и буйную волю.

Благо тому, кто предастся во власть
Ратной забаве: он ведает страсть,

И до седин молодые порывы
В нем сохранятся, прекрасны и живы,

Черная дума к нему не зайдет,
В праздном покое душа не заснет.

Кто же охоты собачьей не любит,
Тот в себе душу заспит и погубит.

«Охота… сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к холоднокровию перед опасностью…» И. В. Тургенев

Все мы неоднократно пересматривали, ставший народным, фильм «Особенности национальной охоты», где суровая российская действительность переплетается с мечтами. Верховые, борзятники, собаки, женщины в амазонках и дамских сёдлах, французский язык и стремянные чарки…


Конная охота с борзыми – исконно русская забава, великолепно отражающая размах русской души. И потому особенно приятно отметить, что в последние годы этот вид досуга возрождается и набирает обороты в современной России.

Все больше конных клубов берется за организацию настоящей псовой охоты на зайца и лису, позволяя участникам хотя бы на один день погрузиться в прошлое, насладившись духом царского времени. И хотя зверя на таких охотах добывают редко, активное душевное времяпрепровождение полностью заменяет удовольствие от поимки добычи.

Вот и 24-25 января в подмосковном Можайске прошла реконструкция конной охоты, устроителями которой является конная база «Аванпост» под предводительством Евгения Матузова – человека с неиссякаемой энергией и невероятными организаторскими способностями.

Стоить отметить что одновременно с конной охотой проходил мастер-класс замечательного фотографа Светланы Петровой.

Вехи истории

Конная охота с борзыми собаками долгие годы была излюбленным занятием высших сословий России. Уже с середины XVIII века многие помещики начали обзаводиться своими псарнями, где держали до тысячи борзых и гончих собак.

Постепенно псовая охота стала вытеснять распространенную ранее травлю с ловчими птицами. Всадники (к слову сказать, среди них были как мужчины, так и женщины) стали участвовать в конных охотах с борзыми, год за годом набиравших популярность. Подобные охоты были важны и с точки зрения политики. К участию часто приглашали иностранных послов и дипломатов – так во время охоты решались важные государственные дела.

В 1887 г. великий князь Николай Николаевич Романов приобрел в Алексинском уезде Тульской губернии имение Першино, что послужило началом создания знаменитой Першинской великокняжеской охоты (Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н.Н. Романова). Эта охота стала самой крупной псовой охотой в России, объединив в себе более 300 борзых (преимущественно русских) и гончих собак. В Першинской охоте участвовали лучшие охотники, лучшие борзятники и лучшие всадники. Специально для этого в конюшнях имения содержалось более 80 голов лошадей.

Эта охота славилась не только в нашей стране, но и за границей. Люди приезжали из Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии и даже из США, чтобы поучаствовать в ней или приобрести лучших щенков першинского типа. Все охотничьи выезды были отлично организованы и отличались особой помпезностью. В штате Першинской охоты даже был свой собственный духовой оркестр. Все участники одевались в специально пошитые костюмы. А главным распорядителем охоты выступал сам Великий князь.

Время популярности русских борзых стали называть «золотым веком» отечественных псовых охот. Но после отмены крепостного права в России псарни с борзыми стали постепенно исчезать, поддержанием характеристик породы перестали заниматься. После революции 1917 года множество борзых перешло в собственность сельских охотников, которые ничего не понимали в разведении собак.

Наши дни

На дворе XXI век, и конная охота с борзыми в России стала возрождаться в своем традиционном виде. Люди, которые в повседневной жизни далеки от природы, обитая в быстром мире новых технологий, вдруг стали ощущать потребность вырваться на волю, поймать ветер в бескрайнем поле, почувствовать азарт погони и, надев красивый исторический костюм, на день-два окунуться в прошлое.

На фото - Алла Михеева, делавшая «острый репортаж» для Вечернего Урганта.

Современная охота предусматривает ряд требований к участникам, самое основное из которых – отличные навыки верховой езды. Всадник должен не только крепко сидеть в седле на любом аллюре, но и уверенно управлять лошадью, держать общий темп и следовать командам. Действие охоты чаще всего разворачивается в полях, где и лошади, и борзые в ходе погони могут внезапно менять траекторию своего движения. Задача всадника – быть готовым к любому маневру в любой момент. Каждый потенциальный участник охоты должен объективно оценивать свои физические возможности и опыт.

Еще одно немаловажное требование – исторический костюм. Чтобы полностью воссоздать охоту прошлых столетий, нужно постараться во всем соответствовать духу того времени. Потому охотничий костюм в качестве немаловажного атрибута псовой охоты на лошадях должен быть продуман до мельчайших деталей.

И третье требование – желание охотиться. Участники должны понимать, что они собираются участвовать именно в охоте, а не в бесцельных скачках по пересеченной местности.

Кроме того, в правилах есть еще множество важных подпунктов, которые необходимо учитывать каждому участнику.

Вот некоторые из них:
Употребление спиртных напитков до и во время охоты запрещено. Исключение составляют стремянные (чарка водки, 25 грамм. Предлагается каждому участнику конной охоты и является одним из традиционных ритуалов подобных мероприятий).

Во время охоты нужно четко следовать командам распределителя охоты и не заниматься вольной ездой. Удачная охота возможна лишь при слаженных действиях коллектива. Вольная скачка может спугнуть зверя.

Не следует подъезжать к борзым и зверю ближе, чем на 30 метров. Свора и добыча ведут себя непредсказуемо, и по невнимательности всадника могут угодить под копыта лошадей.

Как все происходит?

Во время охоты всадники и борзятники выстраиваются в одну линию и идут ровняшкой по полю, чтобы поднять притаившегося в траве зверя. Как только он покажется, борзятники спускают собак, а всадники начинают погоню. Роль конного охотника очень важна по нескольким причинам. Первое – обученная борзая по команде может запрыгнуть на лошадь и продолжать движение вместе со всадником.

Это актуально, если на поле густая трава и с высоты своего роста собака не видит добычу.

Второе – часть всадников всегда движется по краю поля, чтобы не дать зверю уйти от погони в лес, где борзая теряет свое преимущество – скорость. И третье – конный охотник может вовремя отозвать собак в случае поимки добычи. Иначе неопытные борзые могут попросту растерзать зверя, оставив охотника без трофея.

Что надеть на охоту?

Эксперт – Елена Потапова, мастер исторического костюма:

Исторический костюм – это красиво и необычно. Правильно подобранная одежда позволяет участникам как бы перенестись в прошлое, почувствовать себя героем того времени. Надевая платье или мундир, мы замечаем, как невольно меняется наша осанка и манеры.

Практически на всех охотах предусмотрен одинаковый дресс-код – это исторические костюмы XVIII-XIX веков. На усмотрение организаторов может быть выбран один определенный период, к примеру, начало XIX века. Это ставит участников в довольно жесткие рамки, но то, что все одеты в едином стиле, оставляет незабываемые впечатления.

Основной одеждой охотника являются шаровары, короткий полушубок, сапоги и иногда плащ.

Очень часто мужчины предпочитают надевать гусарские мундиры, состоящие из чакчиров, доломана и ментика, надеваемых один поверх другого.
В качестве верхней одежды в зависимости от сезона используются короткие жакеты (спенсеры) и полушубки. Головные уборы также отличаются разнообразием. В эпоху ампир популярностью пользовались шляпки с маленькими полями и береты. Для романтического периода характерны цилиндры. В середине XVIII века к цилиндрам добавились и шляпы, а несколько позже – треуголки. К концу XIX века появились уже и котелки.

Что касается женщин, то предпочтение в основном отдается амазонкам – платьям и широким юбкам, красиво ложащимся на круп лошади и не сковывающим движения всадницы. Амазонки бывают разными, в зависимости от периода, к которому они относятся. К примеру, в 1812-1817 годы в моде были платья-амазонки в стиле ампир, а уже в 1830-1835 годы стали популярными амазонки в стиле романтизма.

Всех их отличает крой: разная высота талии и разные рукава. Амазонки всегда были темных немарких тонов: синий, зеленый, черный, коричневый, красный. До середины XIX века красители в основном были натуральными, ткани имели «природные» цвета. Были и модницы, носившие светлые костюмы, требовавшие основательной чистки после каждой охоты.

Особое внимание женщины уделяют и укладке волос. Прическа для костюмированной охоты не должна мешать во время езды. «Волосы желательно убрать и тщательно заколоть, иначе при скачке они могут попасть в глаза, да и путаются они сильно. Самая простая прическа – пучок, можно накрутить височную часть и заколоть концы, это позволит прическе не растрепаться и сохраниться до конца мероприятия. Свисающие локоны по бокам делать не рекомендуется, так как за время охоты они попросту разовьются», – делится опытом Елена Потапова.

Идеальный образ для дамы

Спокойный наряд из натуральных материалов (шерсти или сукна) неярких цветов. Волосы аккуратно убраны или уложены в прическу. На голове шляпка, цилиндр или любой другой подходящий головной убор. Обувь – элегантная и максимально приближенная к исторической, допускаются классические сапоги для верховой езды. Хорошим штрихом станут перчатки из светлой кожи или под цвет костюма. Злоупотребление косметикой не приветствуется.

Устали вместе - кони, люди…

На бивуаке участникам конной охоты предлагают не только «стремянные», но и всевозможные традиционные угощения!

Лошадям охота по снегу даётся тяжелее чем людям…

На сегодняшний день очень многие конные хозяйства России заинтересованы в развитии и продвижении конной охоты с борзыми. Этот процесс позволяет не только окунуться в прошлое, но и прочувствовать все прелести развлечения, столь популярного на протяжении нескольких столетий. Для кого-то такая охота – выброс адреналина. Кто-то получает удовольствие от активной верховой езды на открытой местности. Другие же видят в конной охоте модную тенденцию и хотят попробовать себя гусарами, графами и благородными дамами, одеваясь в исторические наряды и перенимая изысканные манеры прошлого. Параллельно с этим идет и активное возрождение русской псовой борзой, которая является неотъемлемой спутницей практически любой подобной охоты.

Фотографии - Заноска Валерия.
Организатор - Конная База «Аванпост» г.Можайск
Мастер-класс Светланы Петровой, 2015 год.

Сергей ДУХАНИН


В середине XVIII века, во времена царствования Петра III, дворянство было освобождено от службы царскому двору. Именно с этого времени началась настоящая история псовой охоты в России. Но нельзя сказать, что до той поры конной охоты со стаями гончих на Руси не было. Императорский двор приглашал специалистов для руководства стаями гончих из Англии, Франции и Германии еще в самом начале XVIII века, а вообще конная охота с гончими и борзыми уходит своими корнями в XV век и ранее. Массовому распространению псовой охоты способствовали громадные помещичьи земли с обилием зверя на них, много свободного времени у освобожденного от службы дворянства и благородные цели - уничтожение волка, основного вредителя помещичьего и крестьянского хозяйства, да и русские национальные черты - лихость, смелость, азартность, граничащие с бесшабашностью, которые проявляются на этой охоте в полной мере. Все это привело к тому, что во всех центральных губерниях на каждой дворянской усадьбе имели псовую охоту, пусть даже не очень большую.

К сожалению, в нашей стране полностью утеряна вся культура настоящей псовой охоты, а ведь это историческое явление, присущее только России. Ушли из жизни знатоки - ловчие, доезжачие, выжлятники, стремянные и другие участники этого увлекательнейшего действия, некому им было передать опыт приездки и нагонки стай гончих, сосворивания борзых, традиций псовых охот. Только в старинных книгах П.М.Мачеварианова, П.М.Губина, Н.П.Кишенского можно найти сегодня сведения по организации, подготовке и проведению псовых и ружейных охот со стаями гончих собак. Но эти авторы писали свои произведения, рассматривая охоту с высоты своего положения - владельцев псовых охот. Детали же, тонкости, секреты слаживания, приездки и нагонки стай гончих собак и организации псовых охот утеряны, многие - навсегда. По крупицам собираются эти сведения усилиями истинных любителей лошадей, охоты с гончими и борзыми собаками.

Кто может в наше время создать псовую охоту? Во-первых, это должны быть очень увлеченные этой идеей люди - настоящие энтузиасты, во-вторых, они должны хотя бы теоретически владеть этим сложным вопросом, в-третьих, это должны быть люди, обладающие громадным терпением, чтобы каждый день делая по маленькому шагу вперед, в конечном итоге получить самостоятельную комплектную псовую охоту. И последнее условие, на сегодняшний день одно из самых важных, - это должны быть достаточно обеспеченные люди, ведь содержать псовую охоту - накладное мероприятие, но очень престижное, говорящее о высокой культуре владельца охоты, о его стремлении возродить и сохранить русскую национальную культуру.

Псовая охота - это большой труд, своего рода искусство, наука и, как каждая наука, она имеет свои законы и свои термины, свой особый колоритный, образный меткий язык псовых охотников прошлых веков.

В истории русской национальной охоты с борзыми и гончими собаками известны имена комплектных псовых охот и стай гончих собак. Никто специально эти имена не присваивал, они возникали из рассказов участников этих охот, из той или иной публикации в журналах или газетах тех времен. Имена обычно связывались с местом расположения охоты - Першинская и Гатчинская охоты - или с именем владельца. Сейчас любому дельному охотнику известны имена тульских помещиков Ф.А.Свечина, С.В.Озерова, нижегородского помещика П.М.Мачеварианова, охотничьих династий Глебовых и Ермоловых, державших псовую охоту почти два века. Псовые охоты этих людей гремели на всю Россию. Охота орловского помещика Н.В.Киреевского, друга Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева, изображена во всех красках в романе “Война и мир” в сценах охоты Ростовых. Н.В.Киреевский держал в напуске до 200 смычков англо-русских гончих! Вот такие были охоты. Русскую комплектную охоту нельзя сравнить с западной парфорсной псовой охотой. Знаменитым русским охотам, на псарных дворах которых содержались сотни гончих и борзых, просто было бы тесно в угодьях Западной Европы.

История расставила все на свои места. В России снова появились частные конюшни, есть псарные дворы, значит, будет и псовая охота. Что же представляет собой комплектная псовая охота?

Комплект самостоятельной псовой охоты должен состоять из стаи гончих от 9 до 20 смычков (смычок - это две гончие, соединенные специальными ошейниками) и от 5 до 12 свор борзых (по 3-4 собаки в своре). Все псовые охотники должны быть верхом. Охотники при борзых называются борзятниками, при гончих - выжлятниками. Старший борзятник - заездной, а старший выжлятник - доезжачий. Руководитель всей комплектной псовой охоты - ловчий, в небольших псовых охотах эту роль выполнял доезжачий.

Кроме того, в комплект псовой охоты входили тенетчики с тенетами - специальными сетями, которыми крепкие участники отгораживали острова, через которые зверь мог “слезть” незамеченным для борзятников. В псовую охоту допускались и ружейные охотники, которые обычно располагались по краям установленных тенет и стреляли зверя, идущего вдоль сетей. В комплект псовой охоты - по приглашению владельца - допускались и другие охотники со своими борзыми собаками и лошадьми. Охотники, которым полный комплект псовой охоты был не по карману, державшие 1-2 своры борзых, назывались мелкотравчатыми. В русской литературе есть произведение Е.Дриянского, которое так и называется - “Записки мелкотравчатого”. Говорят, что великий Л.Н.Толстой, большой любитель и знаток псовой охоты, хотел написать о ней, но, прочитав “Записки...”, отказался от этой мысли, посчитав, что лучше написать нельзя.

В псовых охотах была форменная одежда, состоящая из кафтана, шаровар, короткого полушубка, сапог, суконного плаща и фуражки с козырьком. Кафтаны выжлятников могли быть ярких цветов, а кафтаны борзятников только темного цвета, чтобы не пугать зверя, вылезшего на лаз из острова. В холодное время под кафтан надевался короткий полушубок. Каждый охотник имел охотничий нож для приемки волка от собак и арапник, борзятники - ременные своры и небольшие рожки для подачи сигналов, выжлятники - смычки и позывистые рога.

Охотничья лошадь - это отдельный разговор. В псовых охотах использовались в основном мерины и кобылы, они более спокойны, чем жеребцы. На лаз, где неспокойно ведет себя конь, зверь никогда не выйдет. В каталогах охотничьих выставок XIX века для охоты указывались лошади в основном отечественных пород. Конь должен спокойно стоять, не бояться вдруг выскочившего зверя, в том числе и волка, не пугаться выстрела, преодолевать водоемы вброд или вплавь, ходить по узким местам, а также должен быть спокоен и смирен, чтобы на него можно было приторочить добытого зверя.

Охотники говорят: “Ездить верхом - искусство, охотиться верхом - неустрашимость”. Хороший конь на псовой охоте незаменим. Он должен быть крепким и сильным, легким на ходу. Такой конь - очень большой помощник при сосворивании борзых, приездке и нагонке стаи гончих.

Старинные псовые охотники считали, что самое удобное охотничье седло должно быть устроено наподобие седла казачьего, уздечка обязательно с чумбуром.

В псовой охоте также использовались специальные одноконные полевые тележки и различные экипажи. Основные требования к ним - это прочность и мягкость на ходу при езде по пересеченной местности.

Страсть к псовой охоте в среде охотников неистребима, псовые охотники неделями не слезали с седла, гоняли гончих, травили зверя борзыми. Известен факт, когда знаменитый охотник, тамбовский отставной генерал А.В.Жихарев, державший знаменитых жихаревских горских борзых, охотился верхом на волков за три дня до своей кончины. И в этом факте ничего необычного не было бы, если не знать, что ему в то время был 91 год.

Охотились с комплектной псовой охотой как по чернотропу, так и по белой тропе, охота различалась только объектом - заяц, лиса или волк. Проводили охоту около дома или в отъезжих полях.

Подготовка охоты производилась заблаговременно, особенно если предстояло охотиться в отъезжих полях, когда день за днем, передвигаясь от острова к острову по определенным охотничьим маршрутам, набрасывалась стая в остров и травили выгнанного зверя. Иногда охотничьи маршруты отъезжих полей прокладывались вдоль рек, брали лесные острова на обоих берегах, а псовая охота перевозилась судами. Охоты в отъезжих полях продолжались до нескольких месяцев. Они велись строго по определенным правилам, обязательным для всех участников, любое нарушение этих правил могло привести к срыву всей, даже очень хорошо подготовленной, охоты.

Гончих набрасывали всегда против ветра, для того, чтобы доезжачие и выжлятники могли их слышать. По окончанию же работы доезжачему легче собрать гончих, оставшихся в острове, так как теперь гончим будет хорошо слышен рог по ветру.

Напуск гончих в остров производился по сигналу рога после занятия борзятниками лазов. Борзятники, если лаз зверя проходил, например, по оврагу, занимали места сбоку, не загораживая его, становились всегда под прикрытием какого-нибудь куста. А если укрытия не было, то подальше от острова в какую-нибудь впадину или, наоборот, в сам остров, но лицом в поле. Во время охоты до выхода гончих из острова борзятникам нельзя было съезжать с занятого лаза. Борзятник на лазу при появлении из острова зверя был обязан замереть, даже припасть к луке седла, выдержав зверя и подпустив его в меру, учитывая и расстояние и местность, после этого, тихо заатукав, показать его борзым. Преследовали собак и зверя молча, прибавленным галопом до момента поимки зверя или до тех пор, пока не станет ясно, что зверь ушел.

Борзые собаки для псовой охоты должны быть хорошо сосворены, лошадь выезжена, стая гончих приезжена и нагонена. Все это требует от любителей и профессионалов, занимающихся псовой охотой, громадного труда.

Охота интересна только тогда, когда острова небольшие и в них достаточное количество зверя, особенно лисы и зайца-русака. Если остров слишком большой, а стая гончих мала, то даже из-под паратых гончих зверь из острова выходит редко, а зайца-беляка вообще выгнать из острова вряд ли возможно. Поэтому маршруты охот, то есть отъезжие поля, необходимо готовить заранее, желательно в этих островах проводить нагонку стаи и чаще охотиться, тогда все лазы зверя становятся известны.

Можно много говорить о псовой охоте, но в заключение повторю слова Н.П.Кишенского, одного из самых известных специалистов по охоте со стаями гончих: “Гораздо лучше учиться этому в поле с доброй стаей гончих, где молодой и сметливый охотник живо приобретает то охотничье чутье и сноровку, которые удивляют людей, мало знакомых с этого рода охотой”.


Top